О премьере балета «Барышня и хулиган» в самарской постановке в сентябре 2023г.

Мир художника – его творчество. Каждое произведение искусства исполнено мыслей и чувств его создателя, и каждый творец живёт и дышит в своем произведении. Самарский театр Шостакович Опера Балет очень интересным и нестандартным способом доказал это, представив в необычном формате балет «Барышня и хулиган» в сентябре 2023 года.

«Барышня и хулиган» —  такое название  носит и  художественный фильм, созданный в 1918 году Евгением Славинским. Сценарий к фильму по произведению «Учительница рабочих» итальянского писателя д’ Амичеса написал Владимир Маяковский – известный поэт-футурист Серебряного века. Он сам и исполнил роль хулигана.

Естественно, происходящее в фильме начала XX века должно было быть понятно публике без слов, только с помощью мизансцен и музыкального сопровождения тапёра – таковы уж были технические возможности на заре кинематографа. Маяковский справился великолепно – с его яркой пантомимой, тонким чувством роли он, сценарист, точно знал, как выразительнее представить свой образ. Фильм после премьеры ещё очень долго собирал полные залы советских кинотеатров.

Сценарий был «переведён» на хореографический язык в 1962 году. Премьера балета «Барышня и хулиган» состоялась на сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета. Сценарий фильма превратил в либретто Александр Белинский, а хореографию разработал балетмейстер Константин Боярский. Действие происходило под музыку Шостаковича, заимствованную из балетов «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей» и из музыкальных иллюстраций композитора к другим фильмам. Балет достиг  исключительной популярности, был поставлен более чем в 20 городах СССР, в том числе в Куйбышеве – в 1966 году Светланой Шеиной.  А в 2023 году ценителям искусства показали,  в некотором роде, совершенно новую постановку.

14 сентября мне посчастливилось побывать на предпоказе балета «Барышня и хулиган», премьера которого состоялась 15 и 16 сентября в Самарском академическом театре оперы и балета в рамках фестиваля «Шостакович. Над временем». 

 Нынешняя премьера балета «Барышня и хулиган» в самарской постановке — не только яркий танцевальный спектакль: балетмейстер Сергей Мохначёв, художественный руководитель  театра и главный дирижер Евгений Хохлов и композитор Илья Кузнецов представили  зрителям необычайный синтез двух жанров — балета и кинематографа. 

В первом отделении зрителям показали фильм «Барышня и хулиган» Владимира Маяковского с ним же в главной роли. Его яркие черты лица, мужественная пластика,  глубокий взгляд  с большого экрана – все это создавало необычный эффект присутствия автора. 

Казалось бы, фильм можно посмотреть и дома, и не один раз… Но «изюминкой» этого показа  стала, безусловно,  музыка — живая музыка Ильи Кузнецова,  нашего современника,  композитора, который по-своему увидел фильм, написал к нему новую мелодию и исполнил её на премьере. 

Фильм был показан зрителю  под музыу настоящего тапёра и зазвучал по-новому. На мой взгляд, аккомпанемент Ильи Кузнецова драматично и органично подчеркнул эмоциональную перипетию истории, и оттого она воспринималась    даже  ярче, чем в сопровождении привычной мелодии оригинала (версия композитора Юрия Бойко). 

При этом создавалось удивительное впечатление – ведь с экрана выразительно смотрел на зрителя великий поэт В. В. Маяковский, а за роялем играл чудесную музыку талантливейший молодой питерский композитор, удивительно напоминавший Д.Д. Шостаковича тех времён, когда он, будучи студентом Петроградской консерватории, вечерами подрабатывал тапером в синематографе. И так словно бы произошло настоящее слияние эпох – несколько секунд, и зрители, как по мановению волшебной палочки, перенеслись в начало XX века, увидели собственными глазами двух гениев – гениев слова и музыки.

И это было для самарцев по-особому символично, ведь происходило на сцене нашего горячо любимого театра Шостакович Опера Балет в год 130-летия В.В. Маяковского.

— Я не знаю другой театральной площадки, где проводились бы кинопоказы в таком формате, когда композитор сам придумал музыку для немого кино,— отметил художественный руководитель и главный дирижер театра Евгений Хохлов. — Он играет какое-то свое композиторское видение. Авторское исполнение музыки многократно усиливает впечатление от кино. 

Во втором отделении зрителям была показана балетная постановка. Роль Барышни Ксения Овчинникова исполнила удивительно трепетно и нежно. Смело, резко, ярко и размашисто танцевал Николай Выломов в партии хулигана, подчеркивая контраст между своим героем и Барышней. Две противоположные стихии слились в потрясающе трогательное и   драматичное финальное адажио, ставшее смысловым апофеозом балета. 

Блестящая техника и актёрское мастерство, яркие декорации и костюмы в стиле футуризма, свет, трогательная музыка — всё это вновь погрузило присутствующих в атмосферу начала XX столетия. 

Очень жаль, что спектакль был показан лишь в рамках фестиваля. Такой синтез балета и кино — весьма оригинальная концепция. Невозможно сказать, что важнее —  фильм или спектакль. На потрясающем вечере они идеально дополняли  и усиливали друг друга, открывая зрителю трагичную историю любви, не оставляя равнодушным никого в зале. Хочется надеяться, что самарские зрители еще не раз получат возможность увидеть балет, проникнуться его настроением, а, возможно, заново открыть для себя творчество Маяковского, наслаждаясь хореографическим искусством.

Ульяна Нагорнова, ноябрь 2023г.