В тот важный для самарских любителей балета день — 1 июля 2022 года – Солнце решило, что будет светить так же ярко, как в Мадриде, и искупало театральную площадь Куйбышева в своих лучах. Возможно, потому, что Самарский Академический театр оперы и балета им. Д. Д. Шостаковича порадовал жителей города премьерой балета «Дон Кихот Ламанчский». Жаркий месяц лета, жаркая испанская история, жаркие чувства…
К сожалению, на премьеру мне тогда попасть не удалось, но я так люблю и страстный и яркий темперамент испанского характерного танца, и бессмертную историю Сервантеса о хитроумном идальго, что решила — когда спектакль устойчиво войдёт в репертуар театра, непременно его посмотрю.
В чём же особенность именно этой постановки?
Для начала немного истории: впервые балет «Дон Кихот» по мотивам знаменитого романа Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» был поставлен великим балетмейстером Мариусом Петипа в 1869 году, однако несмотря на разнообразные сохранённые в подлинном виде испанские народные танцы, яркую сюжетную линию любви Китри и Базиля и в целом всю оригинальность постановки, ни в Москве, ни позже, в Санкт-Петербурге, публика и критики эту качественно проделанную, но, на мой взгляд, ещё не совсем до конца продуманную работу удавшейся не посчитали – балет успеха не имел.
Лишь в 1900 году спектакль вернулся на сцену. Реформатор русского балета эпохи модерна, балетмейстер Александр Горский решил, что несправедливо не принятый публикой балет Петипа нужно немного отредактировать. Он ввёл в балет новые номера — темпераментной уличной танцовщицы Мерседес, аристократичной, нежной Повелительницы дриад и массовый танец фанданго, заказал новые декорации, одел танцовщиц в платья-серпантины и сделал менее симметричным кордебалет (как он сам говорил: «Между тем как у меня направо танцуют одно, налево – другое, в глубине – опять третье, зрителя интересует уже целиком вся сцена, получается разнообразное зрелище, и планировка выглядит картинной»). В таком виде «Дон Кихот» заблистал новыми гранями и стал визитной карточкой балета Москвы, а позже был перенесен на петербургскую сцену.
И именно в этой редакции балет решил воссоздать балетмейстер-реставратор, выпускник МГАХ, художественный руководитель Самарского Академического театра оперы и балета им. Д.Д. Шостаковича Юрий Петрович Бурлака. И ему, с его трепетным отношением к шедеврам классического русского балета, на мой взгляд, блистательно удалось это воплотить.
Ранее балет «Дон Кихот» ставился в Самаре семь раз, и у каждой редакции были свои «изюминки». В 1941 году Наталья Данилова создала на Самарской сцене «Дон Кихот» в собственной редакции со вставными номерами.
В 1942 году Большой театр находился в эвакуации в Самаре, и здесь балет «Дон Кихот» исполнялся в постановке Ростислава Захарова.
В 1943 году балетмейстер Константин Боярский поставил версию Натальи Даниловой.
В 1966, 1982, 2004 и 2010 году соответственно воссоздавали «Дон Кихота» Петипа и Горского балетмейстеры, внесшие огромный вклад в самарскую балетную труппу: Алла Шелест, Игорь Чернышев, Никита Долгушин, Кирилл Шморгонер. И вот эстафетную палочку более чем достойно принял Юрий Бурлака, и в нынешнем театральном сезоне зритель от души наслаждается ярким, легким, задорным балетом «Дон Кихот Ламанчский».
И вот даже холодным снежным февральским вечером зрители совершенно забыли об оставленных в гардеробе тёплых шубах, пальто и меховых шапках, как только началось красочное действо на торговой площади в Барселоне конца 16 века: испанские девушки с веерами, в ярких платьях с оборками, тореадоры с красными плащами, сочный морской пейзаж на заднем плане и желтоватый свет прожекторов – всё это создавало вокруг нас, зрителей, атмосферу южной солнечной страстной страны.
Не могу не отметить Антона Зимина в роли мечтательного Дон Кихота: во многих постановках этот персонаж смотрится несколько отстраненно, так как в центре балетного сюжета – любовная пара Китри и Базиль. Но на данном спектакле ощущения второстепенности фигуры странствующего рыцаря не возникало, а Дон Кихот предстал на сцене именно в том характере, в котором я его себе представляла, читая роман.
Что касается Санчо Пансы, этого яркого забавного персонажа блестяще показал Искандар Абельгузин. Мне кажется, ни одна комедийная сцена балета не обходится без участия этого героя. Особенно запомнился номер, в котором Санчо обступают девушки на площади и уговаривают его поиграть в жмурки. Он в счастливом упоении пытается поймать то одну красотку, то другую, а в итоге шутники укладывают неуклюжего Пансу на парус и подбрасывают, как на батуте, но своего верного оруженосца, конечно же, выручает Дон Кихот. На сцене это смотрелось очень зрелищно, живо, потешно. Страстной и темпераментной предстала перед зрителем Вероника Землякова в роли уличной танцовщицы, её танец получился поистине испанским, ярким, характерным.
Во втором действии (в испанском кабачке) было исполнено много испанских народных танцев. Особенно завораживающим мне показался танец с шалями. И, конечно, в конце картины всех зрителей заставила улыбнуться сцена, в которой хитрец Базиль шуточно устраивает свою смерть, чтобы отец Китри обвенчал дочь с ним, а не с богатым дворянином Гамашем (в роли которого, кстати, отлично дебютировал Павел Чернышев), а потом объявляет, что это розыгрыш, и они с Китри, счастливые, убегают.
После сцены, начинающейся с эмоциональных ярких цыганских танцев и закончившейся падением Дон Кихота с мельничного крыла, у рыцаря возникают волшебные видения: сначала это огромный паук, которого герой сразил наповал, потом страшные деревья, и, наконец, перед Дон Кихотом появляется сад Дульцинеи, наполненный очаровательными амурчиками (дети, студенты Самарского хореографического училища, профессионально влились во взрослый балет) и нежными дриадами. Танцуют свои вариации Повелительница дриад и Китри в образе Дульцинеи.
И, наконец, третье действие (мною любимое): бакалавр, переодетый Рыцарем Серебряной Луны вызывает Дон Кихота на поединок и побеждает его, чтобы взять с него клятву не использовать свой меч целый год. Дон Кихот и Санчо Панса возвращаются в деревню, а на сцене – большое классическое па и антре. Танцовщицы все в разноцветных костюмах-пачках: здесь и жёлто-черные, зелёная, серая, чёрно-белая, коралловые пачки – даже невозможно решить, какой костюм нравится больше. Очень впечатлили блестяще исполненные вставные вариации солисток и, конечно, главных героев. Роль Китри исполнила заслуженная артистка РФ Ксения Овчинникова. Она была очень органичной на протяжении всего спектакля: страстной, задорной, весёлой, взбалмошной, яркой в первом акте, нежной и лучезарной во втором. А что касается Сергея Купцова в роли Базиля, я была очень удивлена, когда увидела в программке, что это дебют артиста – настолько отточены были все движения и убедительны эмоции персонажа. Исполнители центральных ролей были на достаточно высоком техническом и драматическом уровне.
Образ Дон Кихота – это один из вечных образов, олицетворяющий благородство и бескомпромиссное стремление к идеалам, иногда недостижимым. И балет «Дон Кихот» — тоже одна из интерпретаций этого вечного образа, продолжающего свою жизнь в искусстве. Как напоминание о великом романе Сервантеса, источнике вдохновения для деятелей искусств последующих эпох, перед каждой картиной спектакля на занавес проецировали названия картин и рисунки, выполненные в стиле средневековых гравюр. При этом создавалось впечатление, что смена картин и действий – это перелистывание страниц огромной старинной книги, переход от главы к главе в развитии действия.
Также хочу отметить замечательную программку-буклет с полной историей спектакля и фотографиями с его постановок в Самаре прошлых лет. Я считаю, что очень здорово, что современные балетмейстеры сохраняют вечное классическое наследие, и что зрители ходят в театр на классические постановки во все времена и в любую погоду. Спасибо нашему Самарскому театру «Шостакович опера балет» за добрый, жизнеутверждающий, живой балет, просто искрящийся солнцем и красотой! Ульяна Нагорнова, 2023г.