Мой взгляд на спектакль «Прыжок в свободу» о жизни Рудольфа Нуреева

Спектакль «Прыжок в свободу», с 2007 года окрыляющий и вдохновляющий зрителей по всему миру, наконец-то прибыл и в Самару. 20-го сентября 2024-го года на сцене Самарской филармонии была показана вся жизнь Рудольфа Нуреева — от рождения, детства, ученичества до последнего спектакля. Центральным в прямом и переносном смысле образом этой истории по замыслу режиссёра стала красная дверь.

Почему дверь? Потому что дорога, путь, дверь как переход из одной реальности в другую, философски-лиминальное пространство — в судьбе танцовщика стали ключевыми категориями. Рождение — в поезде. Дорога судьбы — в Ленинград, где эта красная дверь символично переворачивается и превращается в станок для занятий. В конце первого отделения спектакля — «прыжок в свободу», в эту дверь-«окно в Европу», то есть выбор героя остаться за границей, не быть «таким, как все». Финал, подобный апофеозу, навеивающий ассоциации с некрасовским «О Муза, я у двери гроба» — даже смерть к главному герою пришла в образе балерины, стерев с лица земли своим безумным танцем.

Почему дверь красная? Потому что красный — цвет, привлекающий внимание, цвет чего-то запрещённого, недоступного, цвет-эпатаж, цвет-вызов, и одновременно цвет крови (испытаний балетного танцовщика — физических и не только) и непосредственно цвет смерти. Работа с декорациями была тщательно проделана — ничего лишнего, во главе угла — по сути один прямоугольник-дверь, способный метафорически показать всю жизнь человека. Последняя музыкальная тема — кода из «Лебединого озера», эта музыка в голове каждого балетомана неразрывно связана с фуэте, и здесь она звучит как вращение планеты и манифест значительности судеб в историческом потоке времени.

Спектакль «Прыжок в свободу» — это моноспектакль Сергея Янковского со вставками балетных номеров артистов Михайловского и Мариинского театра. Номера тщательно подобраны, создавая параллелизм с жизнью и судьбой знаменитого танцовщика. Вариации из «Пламени Парижа», «Тараса Бульбы», необычное танго в неоклассическом стиле, «Умирающий лебедь» смотрелись органично и трогательно, оживляя впечатление и добавляя истинной эстетики балетного искусства. Сам Янковский же поразил зал не только как революционный режиссер и потрясающий актер, своей экспрессией и (сарказмом, иронией над танцовщиком? Нет,) добрым юмором державший внимание зала почти три часа, но ещё и как танцор, пианист, певец на трёх языках —  русском, английском и французском. Остается только рукоплескать стоя и сказать — браво! Мне показалось очень интересным и привлекательным такое единение драматического моноспектакль и балета — хочется посмотреть еще раз. Искренне благодарю «Мастерскую балета» за возможность вместе с балетными единомышленниками увидеть такую удивительную постановку.
Уля Нагорнова, вечер 20 сентября 2024г.