Вышел в свет новый номер журнала «Русское искусство», издаваемый Благотворительным фондом им. П.М. Третьякова. А 11 сентября Владимир Путин удостоил председателя правления фонда Елену Бехтиеву почетного звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Выпуск посвящен отечественному балету: без преувеличения, восьмому чуду света. Авторы стремились раскрыть классический танец как синтетическое действо, аккумулирующее множество творческих сил: в постановке спектакля участвуют не только хореографы, но и композиторы, художники. Рассказать о наиболее важных персоналиях, представить всем известных героев с новой стороны — вот задача, с которой создатели номера блестяще справились. Несколько материалов посвящено дягилевским сезонам, породившим на Западе моду на все русское. Доктор искусствоведения Татьяна Портнова обращается к авторам круга «Мир искусства»; революционерам в сценографии — таким, как Лев Бакст; создателям целых серий, посвященных балету, — Валентину Серову и Зинаиде Серебряковой; наконец, скульпторам — Паоло Трубецкому и Степану Эрьзя, работавшим над портретами артистов. «Бакстовская» тема продолжается в статье искусствоведа Елены Беспаловой о сотрудничестве мастера и капризной примы Матильды Кшесинской. А Евгения Илюхина, заместитель заведующего отдела графики XVIII — начала XX века ГТГ, открывает новые грани в творчестве Михаила Ларионова: в частности, отмечает его сценические амбиции.
Следующий блок — советский балет. Затрагивается здесь не только танец, но и «застывшая музыка» — архитектура. Историк Анна Смольская пишет о ленинградском зодчем Иосифе Лангбарде: построенный по его проекту Большой театр оперы и балета Республики Беларусь пережил Великую Отечественную и до сих пор украшает город. Беседы главного редактора журнала Елены Бехтиевой с великим хореографом Юрием Григоровичем и легендарным танцовщиком Владимиром Васильевым — без преувеличения центральные материалы номера. Юрий Николаевич вспоминает о работе с известным художником Симоном Вирсаладзе и выдающейся балериной Наталией Бессмертновой, а Владимир Викторович делится нынешними увлечениями: поэзией и живописью.
Профессор Нина Геташвили посвятила статью противоречивому и недооцененному Касьяну Голейзовскому: его балеты, ставившиеся на исполнителей с учетом их индивидуальности, сегодня практически утрачены. Автор акцентирует внимание на графическом наследии мастера — своеобразном ключе к необычной хореографии. Лидия Иовлева, помощник генерального директора ГТГ по научной работе, делится собранной по крупицам информацией о коллекции знаменитой исполнительницы Екатерины Гельцер: после смерти балерины внушительная подборка шедевров разошлась по музеям и частным собраниям. «Музейную» тему продолжает текст о художественной коллекции Академии русского балета им. Вагановой (авторы — Елена Адаменко, заведующая музеем АРБ, и Елена Байгузина, доцент АРБ). Самый важный экспонат — костюм Вацлава Нижинского из балета «Призрак розы», переданный его вдовой Ромолой. А Оксана Карнович, заведующая отделом «Музей-квартира Г.С. Улановой» Бахрушинского музея, рассказывает о ценных предметах, хранящихся в бывшей квартире великой балерины, среди которых — принт Шагала с дарственной надписью, работы скульптора Елены Янсон-Манизер, а также статуэтка, изображающая Марго Фонтейн в роли Жизели: после триумфальных гастролей в Лондоне, где 46-летняя Уланова покорила публику исполнением партии крестьянской девушки, на фигурке сделали надпись — «Galina Ulanova. Covent Garden, 1956». Экскурс в русский балет завершается XXI веком: материалом о хореографе Борисе Эйфмане.
Впрочем, точку в номере ставит другая звезда — Майя Плисецкая. Выдержки из ее мемуаров — это исповедь своевольного, внутренне свободного человека, способного выстроить собственную траекторию в любых обстоятельствах. Люди с таким характером не дают закоснеть классическому балету: подчиненному строгим канонам, но всегда открытому поискам.