Сегодня, 4 ноября от всей души, от всех сердец, с большой любовью поздравляем с Днём рождения нашего дорогого и родного Педагога — БОРОДИНУ АЛЕКСАНДРУ НИКОЛАЕВНУ!
14-го октября 2021г. в Самарской областной универсальной научной библиотеке в рамках проекта посвященного Сергею Прокофьеву, выдающегося советского композитора и пианиста, мы продолжали праздновать 130-ти летний юбилей со дня его рождения . Весь год мы работали и продолжаем работать с творчеством Сергея Сергеевича.
Он вошёл в историю музыкальной культуры как композитор-новатор, он создал свой стиль и систему выразительных средств.
«…Я люблю быть в движении», — говорил композитор. И этот динамизм определил общий настрой его творчества. Прокофьев просто волшебно ярок, талантлив и многогранен. Но при этом он был добр и сердечен и всегда отличался умением ценить людей и дружбу.
У Прокофьева было очень много друзей. Люди тянулись к нему, как к яркому и теплому солнцу. Не случайно в октябре 1926 года Сергей Прокофьев завел альбом, который назвал: «Деревянная книга». «Что вы думаете о солнце?» На эту своеобразную анкету из одного вопроса отвечали друзья и близкие композитора. Представьте — в альбоме сорок восемь ответов, в том числе записи Бальмонта, Пришвина, Шаляпина, Мясковского, Глиэра, Маяковского…
Поэт Константин Бальмонт написал в «деревянной книге» небольшой сонет:
Ребенку богов, Прокофьеву Ты солнечный богач. Ты пьешь, как мед, закат. Твое вино — рассвет. Твои созвучья, в хоре, Торопятся принять в спешащем разговоре, Цветов загрезивших невнятный аромат. Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад, Там где-то далеко рассыпчатые зори, Как нитка жемчугов, и в световом их споре Темнеющий растет с грозным гулом сад. И ты, забыв себя, но сохранивши светы Степного ковыля, вспоенного весной, В мерцаниях мечты, все новой, все иной, — С травинкой поиграл в вопросы и ответы, И, в звук свой, заронив поющие приметы, В ночи играешь в мяч с серебряной Луной.
Солнечной добротой и светом просто пронизаны его музыкальные произведения.
Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Еще в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелые годы положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Прокофьев – признанный мастер балетной музыки Им написано 7 балетов.
Балетам Прокофьева были присущи четкий ритм, пластичный звук, эмоциональная яркость. Композитор мечтал создать балет по сказке Ш.Перро «Золушка».
Золушка (1944) — балет Сергея Прокофьева по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро. Он задумал балет “Золушка” после премьеры балета «Ромео и Джульетта». Его музой стала Галина Уланова, которая изумительно танцевала Джульетту. В будущем эта роль стала ее визитной карточкой. А пока Прокофьев готовил музыку и балет специально для этой танцовщицы.
Автор был настолько впечатлен Галиной Улановой, которая исполняла партию Джульетты, что у него сразу же возникла мысль сочинить балет именно для нее. И именно он предложил ей в качестве основы такого балета любимую им сказку Шарля Перро «Золушка
Работа спорилась — до лета 1941 г. были написаны два акта. Однако начало Великой Отечественной войны перечеркнуло все планы. Работа над балетом была приостановлена до 1943 г., пока Прокофьев не приехал в Пермь, где находился эвакуированный Кировский театр. Здесь композитор еще раз обсудил все планы с автором либретто и закончил музыку по возвращению в Москву.
“Золушка” — первый балет, поставленный после окончания Войны. Он получился сказочным и романтичным как раз из-за музыки.
В 1944 году родился этот балет, и, наверное, сбылась мечта самой Золушки, так любившей танцевать, рассказать свою историю в танце. Он приступил к созданию балета, когда ему было более 50 лет. Именно в этом возрасте он стремился к простоте и образам детства. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров, а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская, Галина Уланова и Раиса Стручкова. Борис Пастернак писал Галине Улановой после премьеры балета в Москве в декабре 1945 года:
«…Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты…
В балете ясно различимы три плана:
-сестры и мачеха, с их эгоизмом и душевной пустотой;
-Золушка, в которой воплощена идеальная мечта о счастье;
-фея и другие сказочные персонажи, переносящие действие в сферу фантастики.
Каждый из этих планов воплощен композитором ярко и оригинально. В центре внимания композитора — Золушка, которой посвящены лучшие страницы балета.
Чистотой и поэзией веет уже от краткого оркестрового вступления, где звучит несколько наивная тема героини и расцветает ее мечта о счастье. Музыка вступления проста по гармонизации и оркестровке, вполне соответствующим характеру мелодии. Это царство ясной романтической лирики, определяющей основной характер балета. Так же романтично, с неизменным изяществом и грацией, обрисована Золушка и в других эпизодах балета.
Кульминация ее партии — дуэт с Принцем (второе действие), пленяет лирической светлой восторженностью.. Красивый, спокойно льющийся напев поддержан полнозвучной гармонией. Аккорды до мажора здесь приобретают особую глубину звучания, какую-то светоносность, прекрасно сочетающуюся с обликом героев — Золушки и Принца, — носителей чистой и возвышенной мечты.
Феи времен года появляются в первом акте балета, они приходят на помощь Фее-бабушке и собирают Золушку на праздничный бал. А характер у фей такой разный, под стать временам года!
Известный музыковед и исследователь творчества Прокофьева Израиль Нестьев писал о вариациях фей: «С юношеской непосредственностью зарисовал Прокофьев картины природы в танцах четырех фей: музыка напоминает то о звонком гомоне весны, то о знойной неге лета, то о серенькой осени, то о ласковой русской зиме с мягким снежком». Позднее музыку к балету композитор переложил на симфонический лад, и появились отдельные произведения для оркестра.
Музыкальный портрет Золушки включает также и чисто танцевальные элементы. Так, в первом действии Золушка танцует гавот, обрывки которого впервые появились в сцене урока танцев. Ее злые сестры оказались способными лишь на неуклюжее воспроизведение отдельных па. И лишь для Золушки полностью звучит музыка гавота, сопровождающая ее танец..
В этом балете звучит самый романтичный утонченный, трепетный танец — вальс. Вальс – танец мечты и исполнения желаний. А первый вальс Золушки полон непередаваемого словами поэтического очарования.
Art-story «Времена года Сергея Прокофьева» подготовили: спикер — Ульяна Нагорнова, хореограф-постановщик Марина Дворянчикова, заслуженная артистка РФ, руководитель проекта Евгения Мессель
Сегодня, 21-го сентября отмечает свой юбилей выдающаяся балерина, настоящая легенда самарской балетной сцены, заслуженная артистка России, искренний, добрый и светлый человек Марина Владимировна Дворянчикова.
Более 30 лет она, в качестве прима балерины Самарского государственного академического театра оперы и балета, восхищала ценителей балета родного города, ей без устали рукоплескали залы, тронутые ее искренностью, драматизмом, техничным и интеллектуальным исполнением, о ней восторженно писала пресса. Зрители приходили на ее спектакли, чтобы вместе с ее героинями плакать и радоваться. Это была целая эпоха с чудесной самарской балериной.
Её путь к пьедесталу примы балерины был не таким уж лёгким и безоблачным. «Прима, взращенная самарской хореографической школой,» — писали о ней критики. Открыв для себя мир хореографии в танцевальном кружке при доме культуры 1905 года, Марина продолжила свой путь к сцене в Куйбышевской хореографической школе–студии при театре оперы и балета. Поначалу девочке было сложно и утомительно осваивать азы классической хореографии, но когда юных учениц стали занимать в небольших ролях в спектаклях, её увлечение и любовь к балету стали осознанными. Затем талантливая ученица поступила в Пермское хореографическое училище, где проучилась три года.. А потом внезапно Марина вдруг решила, что настало время перемен и пора изменить жизнь и освоить совершенно другую профессию. Вернувшись в Самару, она поступила в куйбышевский строительный техникум, который, к слову, закончила с Красным дипломом.
И тут большую роль в её судьбе сыграла её первый педагог из куйбышевской школы-студии Ольга Васильевна Бессонова. Именно она сумела убедить свою ученицу параллельно с учебой в техникуме снова вернуться к занятиям классической хореографией.
Так Марина Владимировна закончила школу-студию и была принята в балетную труппу театра главным балетмейстером Игорем Чернышёвым. Именно он оставил, пожалуй, самый яркий след в сценической жизни балерины, стал для неё настоящим наставником, доверил ей интереснейшие роли в своих талантливых и неординарных спектаклях, научил азам глубокого погружения в образ …
Начав свою карьеру в театре в качестве артистки кордебалета, очень скоро балерина начала танцевать главные партии… Сначала это её первая роль Белоснежки в балете Б.Паловского «Белоснежка и семь гномов» (балетмейстер Г.Касаткин), а чуть позже Игорь Чернышев доверил ей партию Маши в балете «Щелкунчик». Работа над этой глубокой ролью, а также работа с легендарным балетмейстером многому научила начинающую балерину. Порой было невероятно сложно, но она справилась, и справилась блестяще.
Потом она станцевала ещё много разных ролей, приобретая бесценный опыт танцевальности и актерского мастерства. Знаковой стала для неё партия Китри в балете Дон Кихот, критика отмечала точное попадание в образ и характер. И, безусловно, стоит отметить балет «Золушка», поставленный Игорем Чернышевым специально на балерину Марину Дворянчикову, технически сложный и насыщенный.
Когда в 1997 году известный балетмейстер и хореограф, народный артист СССР Никита Долгушин возглавил балетную трупу, у Марины Дворянчиковой начался новый этап сценической жизни. Ее Эсмеральда в балете Ц. Пуни была настолько органична и прочувствована, что её отметила даже московская пресса. И Флер де Лис в том же балете в её исполнении – совсем другой характер, холодная, сдержанная – такая истинная аристократка и опять абсолютное попадание в образ…
Конечно, нельзя не написать о Жизели – той единственной роли, о которой балерина попросила сама, почувствовав, что готова… Газеты писали, что образ Жизели в исполнении Дворянчиковой просто пронзает зрителя беспредельной добротой, теплотой и человечностью. Жизель получилась невероятно искренней, чистой, воздушной…
Всего в творческой судьбе балерины было более 30 сценических работ, и все они, без преувеличения, поражали полным слиянием с образом, правдивостью, тонкой и точной передачей малейших оттенков чувств, полнейшей самоотдачей. Не случайно в течение нескольких лет она была единственной исполнительницей роли Авроры в балете «Спящая красавица», а в 2004 году Марине Владимировне Дворянчиковой было присвоено почетное звание «Заслуженной артистки России».
Сейчас Марина Владимировна – ведущий балетный педагог, как на кафедре хореографии «Самарского государственного социально-педагогического университета», так и у нас, в Хореографическом отделении «Мастерская балета в Самаре» при АНО ДПО «АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ», и она каждый день приходит в классы, чтобы щедро делиться с учениками секретами своего мастерства. Её ученики такие разные – и дети, делающие первые шаги в мир балетного искусства, и те, кто пришёл заниматься уже совсем в зрелом возрасте – и со всеми она неизменно доброжелательна, всегда готова помочь, научить, вкладывая душу в каждого из своих подопечных. И все они так благодарны ей за точные замечания, благожелательную поддержку, новые балетные навыки и добрую искреннюю улыбку. И все с удовольствием приходят в класс учиться у неё, работать и танцевать, вдохновляться и творить… Наверное, таким и должен быть настоящий Педагог и Человек, способный привить ученикам настоящую любовь к балету и огромное желание сделать его частью своей жизни…За что ей низкий поклон и безмерная благодарность.
30 августа 2021г. в 17:00ч. состоится творческая встреча и мастер-класс с солисткой балета Самарского академического театра оперы и балета Викторией Черкасовой
Виктория в 2012 году с отличием окончила Пермское государственное хореографическое училище и была одной из первых учениц Дарьи Сосниной. В этом же году была принята в труппу Самарского театра оперы и балета
Место встречи — г.Самара, ул.Самарская, д. 130 Хореографическое отделение «Мастерская балета в Самаре»
Запись по тел.: +7-927-692-76-63
Репертуар: Студентка, Девушка на балу («Анюта» на музыку В. Гаврилина)
Дарья Соснина — внучка Легендарной Людмилы Павловны Сахаровой, родилась в 1978 году. В 1996 году окончила Пермское хореографическое училище, в настоящее время она является директором данного заведения. С 1997 по 2011 год работала в Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского в качестве солистки балета. В 2005 году окончила Академию русского балета им. А.Я. Вагановой. По окончании работала педагогом-репетитором балета, преподавателем хореографических дисциплин. В 2013 году Дарья Соснина защитила диссертацию в области психологии балета, является автором более 15 научных и учебно-методических работ. Входит в Базу кадрового потенциала Минкультуры России
Хореографическое отделение «Мастерская балета в Самаре» ведет набор на Подготовительный курс для детей готовых связать свою жизнь с миром Балета и готовящихся к поступлению в хореографические училища нашей страны, а возможно и за ее пределы.
Подготовительный курс рассчитан на годовое обучение и двухгодичное обучение в зависимости от возраста ребенка по дополнительной общеразвивающей программе в области хореографического искусства.
Обучение могут проходить — как девочки, так и мальчики обучающиеся в 3-ем и 4-ом классах общеобразовательной школы.
По окончании прохождения подготовительного курса, по изученным дисциплинам хореографического искусства ребенок получает сертификат соответствия и свидетельство о прохождении добровольной сертификации в системе сертификации образования, компетенции и квалификации в профессиональной деятельности (Регистрационный № РОСС RU.И1634.04АПО0 от 21.03.2017г. в едином реестре Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии), а также возможно получение рекомендательного письма для поступления в хореографическое училище РФ.
Основная общеразвивающая программа:
балетная гимнастика (по методике развития профессиональных данных на примере Пилатес и дыхательной системы)
ритмопластика (развитие эстетических навыков, формирование осознанного отношения к особенностям музыкального произведения, умение ориентироваться в характере музыки, динамике и ритмическом рисунке)
основы классического танца (развитие координационных способностей на уроке классического танца и развитие интереса к классическому танцу)
сценическая практика (танцевальная импровизация, постановка танца и участие в 2-х концертных программах, развитие непосредственной выразительности, фантазии и элементов артистичности)
В программу подготовительного курса дополнительно включены:
диагностика и выявление профессиональной мотивации у ребенка
подбор учебного заведения исходя из данных и особенностей ребенка
выездные стажировки в ведущие хореографические учебные заведения нашей страны (г.Москва, г.Санкт-Петербург, г.Пермь)
лекции и встречи с медицинскими специалистами – ортопедами, диетологами и гастроэнтерологами
посещение и разбор балетных спектаклей
мастер-классы с артистами балета
творческие встречи с деятелями культуры и искусства
медицинский осмотр – наличие справки от педиатра «Здоров, заниматься хореографией может»
Годовой курс – 9 месяцев с «02» сентября по «30» мая
Еженедельный график – 5 дней в неделю по 2,5 астрономических часа (индивидуальное расписание в дни новогодних каникул)
Стоимость – 5000руб. в месяц
Собеседование можно пройти в августе с понедельника по четверг с 16:00ч. до 19:00ч. г.Самара, ул.Самарская, д. 130 (вход с ул.Самарской через ворота, 4-ый этаж)
На фото: первые воспитанницы Мастерской балета в Самаре — Илона Рихтер (студентка АРБ им.А.Я.Вагановой) и Катя Наумова (студентка Самарского хореографического училища)
6 февраля 2021г. Воспитанники Мастерской балета в Самаре приняли участие в очном Всероссийском конкурсе классических видов искусства «Крылья», в рамках международного проекта «Улыбки мира». Достойно выступив и заняв призовые места, девочки еще раз подтвердили высокий уровень нашего ведущего педагога и нашей Мастерской балета. Благодарим Дворянчикову Марину Владимировну за подготовку всех детей к конкурсу. Желаем всем детям продолжать идти к высоким Победам, а Марине Владимировне желаем новых вдохновений на новые постановки танцев.
Лауреат I степени — Сорокина Лиза («Фея кукол»)
Лауреат I степени — Наумова Катя («Гавот»)
Лауреат II степени — Жукова Саша («Фея Весны»)
Лауреат II степени — ансамбль «Мастерская балета в Самаре» («Вальс»)
18 января в Международный день Снеговика, в самый снежный день зимы мы снова собрались что бы танцевать. После новогодних каникул у детей было совсем мало времени на репетиции самостоятельных работ, но у всех все получилось и они справились. Все танцы были посвящены герою фестиваля — Снеговику
В преддверии Нового года Мастерская балета в Самаре подготовила видео концерт.
В последние зимние дни уходящего года мы с учениками и педагогами провожали символ года 2020 — Крысу в дальнее путешествие. Её пригласили в Королевский дворец Мышляндии возглавить балетную труппу Королевского балета.
В соответствии с выходом Постановления Губернатора Самарской области от 16.12.2020г. №365 «О дальнейших мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области» сообщаем о следующем:
на территории Хореографического отделения «Мастерская балета в Самаре»:
— всем посетителям вход в здание/помещение строго в масках;
— всем посетителям без исключения при входе обрабатывать руки антисептическими средствами, мыть руки с мылом до переодевания, после переодевания и занятий;
— соблюдать социальное дистанцирование;
— запрещено нахождение в заведении родителей и/или представителей детей (возраст детей от 6 лет) до особого распоряжения. Представители и Педагоги Мастерских обязуются сопровождать детей на территории заведения;
— разрешено нахождение в заведении родителей и/или представителей детей (возраст детей 4 — 6 лет), но не более 3-х человек одновременно, при условии соблюдения дистанции не менее 1,5 метра друг от друга;
— на основании п.2.12. Постановления от 16.12.2020г. №365 не допускаются граждане в возрасте 65 лет и старше с 20-го декабря 2020г. до 17-го января 2021г.;
— на основании п.3.1. Постановления от 16.12.2020г. №365
родителям детей не достигших возраста 18 лет обеспечивать сопровождение их до Мастерской балета в Самаре и обратно.
Желаем всем нам крепкого здоровья, терпения и мудрости!