Art-story «Времена года Сергея Прокофьева»

14-го октября 2021г. в Самарской областной универсальной научной библиотеке в рамках проекта посвященного Сергею Прокофьеву, выдающегося советского композитора и пианиста, мы продолжали праздновать 130-ти летний юбилей со дня его рождения . Весь год мы работали и продолжаем работать с творчеством Сергея Сергеевича.

Он  вошёл в историю музыкальной культуры как композитор-новатор, он создал свой стиль и систему выразительных средств.

«…Я люблю быть в движении», — говорил композитор. И этот динамизм определил  общий настрой его творчества. Прокофьев просто волшебно ярок, талантлив и многогранен. Но при этом он  был добр и сердечен и всегда отличался умением ценить людей и дружбу.

У Прокофьева было очень много друзей.  Люди тянулись к нему, как к яркому и теплому солнцу. Не случайно в октябре 1926 года Сергей Прокофьев завел альбом, который назвал:  «Деревянная книга». «Что вы думаете о солнце?» На эту своеобразную анкету из одного вопроса отвечали друзья и близкие композитора. Представьте — в альбоме сорок восемь ответов, в том числе записи Бальмонта, Пришвина, Шаляпина, Мясковского, Глиэра, Маяковского…

Поэт Константин Бальмонт написал в «деревянной книге» небольшой сонет:

Ребенку богов, Прокофьеву
Ты солнечный богач. Ты пьешь, как мед, закат.
Твое вино — рассвет. Твои созвучья, в хоре,
Торопятся принять в спешащем разговоре,
Цветов загрезивших невнятный аромат.
Вдруг в золотой поток ты ночь обрушить рад,
Там где-то далеко рассыпчатые зори,
Как нитка жемчугов, и в световом их споре
Темнеющий растет с грозным гулом сад.
И ты, забыв себя, но сохранивши светы
Степного ковыля, вспоенного весной,
В мерцаниях мечты, все новой, все иной, —
С травинкой поиграл в вопросы и ответы,
И, в звук свой, заронив поющие приметы,
В ночи играешь в мяч с серебряной Луной.

Солнечной добротой и светом просто пронизаны его музыкальные произведения.

Прокофьев часто и охотно обращался к сказочным сюжетам, любимым и близким детворе. Еще в юные годы сочинил он музыку на текст знаменитой сказки Андерсена «Гадкий утенок», а в зрелые годы положил сказочные сюжеты в основу своих чудесных балетов «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Прокофьев – признанный мастер балетной музыки  Им написано 7 балетов.

Балетам Прокофьева были присущи  четкий  ритм,  пластичный  звук, эмоциональная яркость. Композитор  мечтал создать балет по сказке Ш.Перро «Золушка».

Золушка (1944) — балет Сергея Прокофьева по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро.
Он задумал балет “Золушка” после премьеры балета «Ромео и Джульетта». Его музой стала Галина Уланова, которая изумительно танцевала Джульетту. В будущем эта роль стала ее визитной карточкой. А пока Прокофьев готовил музыку и балет специально для этой танцовщицы.

Автор был настолько впечатлен Галиной Улановой, которая исполняла партию Джульетты, что у него сразу же возникла мысль сочинить балет именно для нее.  И именно он предложил ей  в качестве основы такого балета любимую им сказку Шарля Перро «Золушка

Работа спорилась — до лета 1941 г. были написаны два акта. Однако начало Великой Отечественной войны перечеркнуло все планы. Работа над балетом была приостановлена до 1943 г., пока Прокофьев не приехал в Пермь, где находился эвакуированный Кировский театр. Здесь композитор еще раз обсудил все планы с автором либретто и закончил музыку по возвращению в Москву.

“Золушка” — первый балет, поставленный после окончания Войны. Он получился сказочным и романтичным как раз из-за музыки.

В 1944 году родился этот балет, и, наверное, сбылась мечта самой Золушки, так любившей танцевать, рассказать свою историю в танце. Он приступил к созданию балета, когда ему было более 50 лет. Именно в этом возрасте  он стремился к простоте и образам детства. Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров, а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская, Галина Уланова и Раиса Стручкова.  Борис Пастернак писал Галине Улановой после премьеры балета в Москве в декабре 1945 года:

   «…Я особенно рад, что видел Вас в роли, которая наряду со многими другими образами мирового вымысла выражает чудесную и победительную силу детской, покорной обстоятельствам и верной себе чистоты…

В балете ясно различимы три плана:

-сестры и мачеха, с их эгоизмом и душевной пустотой;

-Золушка, в которой воплощена идеальная мечта о счастье;

-фея и другие сказочные персонажи, переносящие действие в сферу фантастики.

Каждый из этих планов воплощен композитором ярко и оригинально. В центре внимания композитора — Золушка, которой посвящены лучшие страницы балета.

Чистотой и поэзией веет уже от краткого оркестрового вступления, где звучит несколько наивная тема героини и расцветает ее мечта о счастье. Музыка вступления проста по гармонизации и оркестровке, вполне соответствующим характеру мелодии. Это царство ясной романтической лирики, определяющей основной характер балета. Так же романтично, с неизменным изяществом и грацией, обрисована Золушка и в других эпизодах балета.

Кульминация ее партии — дуэт с Принцем (второе действие), пленяет лирической светлой восторженностью.. Красивый, спокойно льющийся напев поддержан полнозвучной гармонией. Аккорды до мажора здесь приобретают особую глубину звучания, какую-то светоносность, прекрасно сочетающуюся с обликом героев — Золушки и Принца, — носителей чистой и возвышенной мечты.

Феи времен года появляются в первом акте балета, они  приходят на помощь Фее-бабушке  и собирают Золушку на праздничный бал. А характер у фей такой разный, под стать временам года!

Известный музыковед и исследователь творчества Прокофьева Израиль Нестьев писал о вариациях фей: «С юношеской непосредственностью зарисовал Прокофьев картины природы в танцах четырех фей: музыка напоминает то о звонком гомоне весны, то о знойной неге лета, то о серенькой осени, то о ласковой русской зиме с мягким снежком». Позднее музыку к балету композитор переложил на симфонический лад, и появились отдельные произведения для оркестра.

Музыкальный портрет Золушки включает также и чисто танцевальные элементы. Так, в первом действии Золушка танцует гавот, обрывки которого впервые появились в сцене урока танцев. Ее злые сестры оказались способными лишь на неуклюжее воспроизведение отдельных па. И лишь для Золушки полностью звучит музыка гавота, сопровождающая ее танец..

В этом балете звучит самый романтичный утонченный, трепетный танец — вальс. Вальс – танец мечты и исполнения  желаний. А первый вальс Золушки полон непередаваемого словами поэтического очарования.

Art-story «Времена года Сергея Прокофьева» подготовили: спикер — Ульяна Нагорнова, хореограф-постановщик Марина Дворянчикова, заслуженная артистка РФ, руководитель проекта Евгения Мессель