Поздравляем с юбилеем Дворянчикову Марину Владимировну

Сегодня, 21-го сентября отмечает свой юбилей выдающаяся балерина, настоящая легенда самарской балетной сцены, заслуженная артистка России, искренний, добрый и светлый человек Марина Владимировна Дворянчикова.

Более 30 лет она, в качестве прима балерины Самарского государственного академического театра оперы и балета, восхищала ценителей балета родного города, ей без устали рукоплескали залы, тронутые ее искренностью, драматизмом, техничным и интеллектуальным исполнением, о ней восторженно писала пресса. Зрители приходили на ее спектакли, чтобы вместе с ее героинями плакать и радоваться. Это была целая эпоха с чудесной самарской балериной.  

 

Её путь к пьедесталу примы балерины был не таким уж лёгким и безоблачным. «Прима, взращенная самарской хореографической школой,» — писали о ней критики. Открыв для себя мир хореографии в танцевальном кружке при доме культуры 1905 года, Марина продолжила свой путь к сцене в Куйбышевской хореографической школе–студии при театре оперы и балета. Поначалу девочке было сложно и утомительно осваивать азы классической хореографии, но когда юных учениц стали занимать  в  небольших ролях в спектаклях, её увлечение и любовь к балету стали осознанными. Затем талантливая ученица поступила в Пермское хореографическое училище, где проучилась три года.. А потом внезапно Марина вдруг решила, что настало время перемен и пора изменить жизнь и освоить совершенно другую профессию. Вернувшись в Самару, она поступила в куйбышевский строительный техникум, который, к слову, закончила с Красным дипломом.

И тут большую роль в её судьбе сыграла её первый педагог из куйбышевской школы-студии Ольга Васильевна Бессонова. Именно она сумела убедить свою ученицу параллельно с учебой в техникуме снова вернуться к занятиям классической хореографией.

Так Марина Владимировна закончила школу-студию и была принята в балетную труппу театра главным балетмейстером Игорем Чернышёвым. Именно он оставил, пожалуй, самый яркий след в сценической жизни балерины, стал для неё настоящим наставником, доверил ей интереснейшие роли в своих талантливых и неординарных спектаклях, научил азам глубокого погружения в образ …

Начав свою карьеру в театре в качестве артистки кордебалета, очень скоро балерина начала танцевать главные партии… Сначала это её первая роль Белоснежки в балете Б.Паловского «Белоснежка и семь гномов» (балетмейстер Г.Касаткин), а чуть позже Игорь Чернышев доверил ей партию Маши в балете «Щелкунчик». Работа над этой глубокой ролью, а также работа с легендарным балетмейстером многому научила начинающую балерину. Порой было невероятно сложно, но она справилась, и справилась блестяще.

 Потом она станцевала ещё много разных ролей, приобретая бесценный опыт танцевальности и актерского мастерства. Знаковой стала для неё партия Китри  в балете Дон Кихот, критика отмечала точное попадание в образ и характер. И, безусловно, стоит отметить балет «Золушка», поставленный Игорем Чернышевым специально на балерину Марину Дворянчикову, технически сложный и насыщенный.

Когда в 1997 году известный балетмейстер и хореограф, народный артист СССР Никита Долгушин возглавил балетную трупу, у Марины Дворянчиковой начался новый этап сценической жизни. Ее Эсмеральда в балете Ц. Пуни была настолько органична и прочувствована, что её отметила даже московская пресса.  И Флер де Лис в том же балете в её исполнении – совсем другой характер, холодная, сдержанная  – такая истинная аристократка и опять абсолютное попадание в образ…

Конечно, нельзя не написать о Жизели – той единственной роли, о которой балерина попросила сама, почувствовав, что готова… Газеты писали, что образ Жизели в исполнении Дворянчиковой просто пронзает зрителя беспредельной добротой, теплотой и человечностью. Жизель получилась невероятно искренней, чистой, воздушной…

Всего в творческой судьбе балерины было более 30 сценических работ, и все они, без преувеличения, поражали полным слиянием с образом, правдивостью, тонкой и точной передачей малейших оттенков чувств, полнейшей самоотдачей. Не случайно в течение нескольких лет она была единственной исполнительницей роли Авроры в балете «Спящая красавица», а в 2004 году Марине Владимировне Дворянчиковой было присвоено почетное звание «Заслуженной артистки России».

Сейчас Марина Владимировна – ведущий балетный педагог, как на кафедре хореографии «Самарского государственного социально-педагогического университета», так и у нас, в Хореографическом отделении «Мастерская балета в Самаре» при АНО ДПО «АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ», и она каждый день приходит в классы, чтобы щедро делиться с учениками секретами своего мастерства. Её ученики такие разные – и дети, делающие первые шаги в мир балетного искусства, и те, кто пришёл заниматься уже совсем в зрелом возрасте – и со всеми она неизменно доброжелательна, всегда готова помочь, научить, вкладывая душу в каждого из своих подопечных. И все они так благодарны ей за точные замечания, благожелательную поддержку, новые балетные навыки и добрую искреннюю улыбку. И все с удовольствием приходят в класс учиться у неё, работать и танцевать, вдохновляться и творить… Наверное, таким и должен быть настоящий Педагог и Человек, способный привить ученикам настоящую любовь к балету и огромное желание сделать его частью своей жизни…За что ей низкий поклон и безмерная благодарность.