В феврале 2022 года три воспитанницы «Мастерской балета» получили уникальную возможность принять участие в серьезном и масштабном VIII Международном московском конкурсе классической, современной сценической и народно-сценической хореографии DANCEMOSCOW. Это конкурс высочайшего уровня, в жюри которого входят народные артисты РФ, заслуженные деятели искусств РФ, легенды балетной сцены и руководители лучших хореографических колледжей и театральных коллективов.
Председатель конкурсного жюри – народная артистка России, лауреат премии Правительства РФ, ректор ФГБОУ ВПО «Московской государственной академии хореографии Марина Леонова, а среди членов жюри – заслуженный работник культуры РФ, главный балетмейстер Государственной академии театра танца «Гжель» Валентина Слыханова, директор хореографического колледжа «Школа Классического танца» Лариса Ледях, народный артист СССР, художественный руководитель балета Большого театра Борис Акимов, заслуженный артист РФ, художественный руководитель Астраханского театра оперы и балета Константин Уральский, заслуженный деятель искусств РФ, генеральный директор театра «Имперский русский балет» Гедиминас Таранда
и еще целая плеяда известных в стране и за рубежом именитых балетмейстеров и преподавателей всех танцевальных направлений.
Мероприятие проходило на сценах Культурного центра ЗИЛ и ФГБОУ ВПО «Московская государственная Академия хореографии».
Цель конкурса – популяризовать искусство хореографии, показать высокие образцы эстетического и художественного вкуса в рамках межкультурного обмена творческим опытом и достижениями, а также – выявить одаренных детей, наделенных уникальными способностями к танцевальному искусству.
Участие в этом замечательном мероприятии- высокая честь и бесценный опыт, а также новый уровень возможностей для «Мастерской балета» и ее учениц. Возрастной диапазон участников конкурса – от шести до двадцати пяти лет. От мастерской в конкурсе приняли участие Ангелина Клейменова (8 лет), Анастасия Богатырева (11 лет) и Елизавета Сорокина (18 лет)
Безусловно, выступления на конкурс готовились долго, серьезно и тщательно. Каждая из девочек представила на сцене по две вариации. Сольная номинация на конкурсах вообще одна из самых сложных, с большим количеством участниц и высоким уровнем конкуренции — и солистке при этом важно не только станцевать технически максимально безупречно, но и проявить себя так, чтобы ее яркость, выразительность и уникальность были заметны. Выбор вариации при этом – один из самых важных аспектов – ведь, как неоднократно отмечали и жюри прессы конкурса, и педагоги-профессионалы, выбранный для исполнения номер может как помочь, так и помешать раскрыть и показать на сцене способности ребенка.
К огромному сожалению, по мнению специалистов, среди любителей прослеживается тенденция к исполнению «взрослых», драматически глубоких, сложных эмоционально и технически насыщенных вариаций маленькими детьми. При этом педагоги позволяют себе редактировать, менять хореографические тексты общепризнанных и классических шедевров, и в итоге номер, который так старательно исполняет красивая девчушка в дорогой пачке, выглядит достаточно безвкусно с эстетической точки зрения, и даже, боле того, зачастую напоминает пародию на оригинал.
О том, как правильно подобрать вариацию для конкурсного исполнения, рассказала педагог «Мастерской балета» заслуженная артистка России Дворянчикова Марина Владимировна. Конечно, в выборе вариации, подчеркнула она, необходимо учитывать индивидуальность ребенка, его возраст, способности, внешние данные, характер и темперамент. Ребенку, особенно маленькому, должно быть «комфортно» в исполняемой вариации, только при этом условии он сможет уверенно ее станцевать на большой сцене и не растеряться. Номер должен быть доступен образному пониманию юного исполнителя и технически соотноситься с его способностями и возможностями. Высоко оценивает жюри номера-новеллы, специально поставленные индивидуально для маленького танцора, но могут быть представлены на конкурс и небольшие вариации из классических балетов, технически интересные, эффектные, но при этом не сложные и не глубокие эмоционально.
Так, 8-летняя Ангелина была очень органична в роли куколки, 11-летняя Настя покорила сердца зрителей в танце темпераментной и непосредственной Снегурочки, а 18-летняя Лиза была невероятно обаятельна в образе кокетливой Лизы из балета «Тщетная предосторожность»
Тщательно продуманы, подобраны и проработаны были костюмы для наших юных конкурсанток – ведь это также важная часть сценического образа и общего впечатления, производимого выступлением. Этот аспект также всегда оценивается жюри.
Безусловно, конкурс стал настоящей феерией, праздником хореографического искусства. В этот раз он проходил под девизом «Россия – надежда мира», а участниками его были юные танцоры не только из России, но и из Армении, Беларуси, Китая, Индии и других стран мира. Радостно, что столько талантливых детей и педагогов, по-настоящему увлеченных, творческих, окрыленных, приобщаются к искусству танца и дарят миру гармонию настоящей красоты.
Участие в конкурсе такого уровня для «Мастерской балета» — это еще и огромный стимул для дальнейшей серьезной творческой работы на пути к новым достижениям наших воспитанников.